МКОУ СОШ с. Русский Турек
Кировская область, Уржумский район, с. Русский Турек, ул. Советская, д.73
  • Профориентационная работа

    Если профессия становится образом жизни,
    то ремесло превращается в искусство.
       

                                                                                                                                                                                                                       И.Шевелёв

            Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках различных профессий.

            Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с обучающимися и их родителями.

            Подготовка обучающихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс, а следовательно профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.

            Министерство просвещения Российской Федерации реализует профориентационные проекты, в том числе в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» нацпроекта «Образование».

            Минпросвещения России разработало единую модель профориентационной деятельности, в её основу заложен профориентационный минимум для школьников 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.

            Профминимум включает три уровня на выбор образовательной организации: базовый (не менее 40 часов в учебный год), основной (не менее 60 часов в учебный год), продвинутый (не менее 80 часов в учебный год).
     

    Каждый уровень профминимума реализуется по семи ключевым направлениям:

    • профильные предпрофессиональные классы (инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские), ориентированные на востребованные профессии на рынке труда;
    • урочная деятельность, которая включает 100 тыс. часов дополнительных материалов к учебным предметам (физика, химия, математика, технология), разработанных Фондом гуманитарных проектов, с целью профессионального окрашивания уроков;
    • внеурочная деятельность, предусматривающая один час в неделю на проведение профориентационных мероприятий (онлайн-диагностика, уроки, проектная деятельность, профориентационные программы, классные часы, в том числе просмотр выпусков открытых онлайн-уроков «Шоу профессий», беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и психолога, моделирующие профессиональные пробы в онлайн-формате и др.);
    • воспитательная работа (экскурсии на производство, лекции, профориентационные выставки, ярмарки, профессиональные пробы, дни открытых дверей в колледжах и вузах, открытые уроки технологии на базе колледжей, встречи с представителями разных профессий, конкурсы профориентационной направленности, чемпионаты по профессиональному мастерству «Абилимпикс», «Профессионалы» и Чемпионат высоких технологий);
    • дополнительное образование (посещение занятий с учётом склонностей и образовательных потребностей);
    • профобучение (обучение по программам подготовки по профессиям рабочих и служащих по образцу существовавших учебно-производственных комбинатов);
    • взаимодействие с родителями или законными представителями (проведение не менее двух собраний с представителями разных профессий).

            Один из ключевых профориентационных проектов – федеральный проект «Билет в будущее», охват которого составляет уже более 2,2 млн школьников. На платформе проекта зарегистрировано более 790 тыс. учеников 6–11-х классов, более 337 тыс. обучающихся прошли региональные профориентационные пробы.

    Цели профориентационной работы в школе:


    - оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

    - выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

    Задачи профориентационной работы:


    - получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;

    - выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

    Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
     

        - Профессиональное просвещение;

        - Профессиональная диагностика;

        - Профессиональная консультация и др.

    Этапы профориентации в школе:
     

    Начальная школа, 1-4 классы

            На этом этапе продолжается начатое в детском саду знакомство с профессиями через профориентационные уроки с приглашёнными специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия, утренники и т.д. У школьников начальных классов происходит формирование ценностного отношения к труду, путём непосредственного включения в различные виды учебно-познавательной деятельности (игровую, трудовую, социальную, исследовательскую) развиваются интересы и потребность учиться.

            Уже в начальной школе важно не упустить момент и вовремя заинтересовать ребят предстоящим выбором профессии. Большим подспорьем будет большое количество кружков, дополнительных занятий по интересам. Для учащихся с 3 класса можно постепенно вводить психологические игры и занятия.

    Средняя школа, 5-7 классы

            С переходом ребят в среднюю школу профориентация продолжается разнообразными играми: деловые, профориентационные, психологические. Этим достигается расширение знаний о мире профессий и предоставляется возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересной для себя профессии. Школьники начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей, знакомятся с требованиями, которые предъявляют различные профессии.

    Средняя школа, 8-9 классы

            С приближением первого выпускного класса и первых серьёзных государственных экзаменов профориентационная работа от игр и экскурсий переходит к целенаправленному содействию учащимися дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь.

            В 8-9 классах начинается активная диагностическая работа школьного психолога, проводятся уроки осознанного выбора профессии. Школьники изучают более серьёзные специальности, предъявляющие повышенные требования к сотрудникам (МЧС, образование, медицина и т.д.). Факультативные занятия и углублённые кружки по интересам начинают играть ещё большую роль в осознании собственных ценностей и интересов и осознанного выбора профессии.

            Школьным психологом, совместно с учителями, проводятся индивидуальные и групповые консультирования по вопросам выбора той или иной профессии, адекватного соотношения интересов, способностей, здоровья ребёнка и требований профессии.

       

    Старшеклассники, 10-11 классы

            Это наиболее ответственный этап школьной профориентации, успешность которого во многом зависит от качественной работы в начальной и средней школе. Школьным психологом ещё больше расширяется консультационная деятельность для учащихся и их родителей. В школе проводятся презентации ведущих ВУЗов (находящихся в больших городах), организуются экскурсии на дни открытых дверей.

            Большое внимание уделяется саморазвитию и самоподготовке старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки дальнейших профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к выбранным профессиям, производится оценка готовности к ним.

    Формы профориентационной работы в школе:
     

            Работа с учениками:

    • Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей;
    • Экскурсии на предприятия;
    • Факультативные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов;
    • Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами;
    • Анкетирование учащихся;
    • Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.).

            Работа с родителями:

    • Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников;
    • Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования;
    • Проведение классных и общешкольных родительских собраний;
    • Анкетирование родителей;
    • Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии;
    • Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул.

            Организационно-методическая деятельность:

    • Ведение профориентационной работы в школе, создание своих и адаптация имеющихся программ по профессиональной ориентации школьников;
    • Помощь учителям и сотрудникам школы с подбором материала, в проведении занятий, диагностики и консультаций.

    Оценка эффективности профориентационной работы в школе

    Для проведения качественной оценки профориентационной работы в школе можно выделить 5 результативных критериев и 2 процессуальных:

    К результативным критериям относятся:

    Достаточность информации о выбранной профессии и методах её получения:

            Школьник может сделать осознанный выбор профессии, только зная о её месте на рынке, условиях труда, предъявляемых требованиях к знаниям и физическим характеристикам. При наличии достаточного количества полученной информации ученик ясно представляет себя в выбранной профессии и необходимые шаги для её получения.

    Потребность осознанного выбора будущей профессии:

            Если ученик проявляет активность в поиске информации о тех или иных специальностях без давления извне, самостоятельно пробует себя в интересующих направлениях возможной деятельности или составил план дальнейших действий, то критерий потребности обоснованного выбора профессии можно считать полностью удовлетворённым, а стоящую перед школами задачу выполненной.

    Осознание школьником общественной значимости труда:

            В процессе школьной профориентационной работы учащимся школ должно прививаться отношение к труду как к жизненной ценности. У школьников 8-9 классов подобное отношение находится в прямой взаимосвязи с потребностью осознанного выбора профессии, что прямо влияет на качество их дальнейшей жизни.

    Осознание школьников своих возможностей и интересов:

            Под руководством школьных, опытных специалистов ученик со временем осознаёт свои желания, ценности, физические и моральные возможности и основываясь на них совершает выбор дальнейшего карьерного пути. Большая роль здесь отводится школьным психологам и педагогам для максимально корректного определения характеристик ребёнка.

    Наличие плана дальнейших шагов к получению профессии:

            Школьник должен сделать осознанный выбор профессии, базируясь на всём многообразии полученной информации о рынке труда с учётом собственного мнения и возможностей. После совершённого выбора старшеклассник также должен хорошо представлять себе все дальнейшие шаги, которые в результате и приведут его к искомой профессии. Наличие такого плана свидетельствует об успехе проведённой школьной профориентационной работы.

    Двумя процессуальными критериями результативности школьной профориентационной деятельности можно назвать:

    Индивидуальный характер профориентации:

            Любые предпринимаемые действия должны учитывать индивидуальные интересы, способности и возможности каждого ученика.

    Направленность профориентации на всестороннее развитие личности:

            Школьникам должна предоставляться возможность самостоятельного выбора профессии, пробовать свои силы в разнообразных направлениях и специальностях, планировать будущие шаги для получения искомой специальности, а педагоги и родители могут лишь активно способствовать и помогать, не делая выбора за ребёнка.

    1. ПроеКТОриЯ - ежегодный форум, на котором обмениваются опытом педагоги и психологи в области профориентации, а подростки участвуют в мастер-классах и готовят проекты по разным профессиональным направлениям. Ещё у проекта есть открытые онлайн уроки и специальное онлайн-тестирование, которое называется "Примерочная профессий".
     
    2. Билет в будущее - проект создается союзом World Skills Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия). Проходит 1 раз в год. Рассчитан на школьников 6-11 классов. Одна из его целей - популяризация рабочих профессий и поиск талантливых ребят, которые хотят развиваться в профессиях производственно-технологического профиля. "Билет в будущее" состоит из нескольких этапов отбора от профтестирования до профпроб. В финале решение проектных задач в командах.
     
     

    4. Школа реальных дел

            Школа реальных дел - это конкурс проектов и прикладных исследований школьников и студентов на основе реальных задач работодателей. Каждая команда выбирает кейс и получает наставника.

     

    5. Всероссийская Программа «Zасобой»

            Всероссийская программа по развитию профориентации «Zасобой» направлена на оказание содействия молодёжи в выборе профессии, а также информационную и методическую поддержку лиц, занимающихся профориентационной деятельностью. Программа охватила более 715 000 человек из 85 субъектов Российской Федерации. Акция «Всероссийская профдиагностика» стала первым шагом для более 700 000 старшеклассников на пути к выбору будущей профессии. Ежегодно проводятся Всероссийский конкурс методических материалов по профессиональному самоопределению молодежи «Zасобой», по итогам которого формируется и публикуется сборник лучших конкурсных работ, а также Всероссийский конкурс видеороликов о профессиях «Zaсобой». Сформировано интернет-сообщество специалистов по профориентации, которое насчитывает более 15 000 пользователей. В ходе реализации программы был создан и представлен первый в России блокнот-навигатор для выбора профессий «160 страниц о моём будущем». Программа поддерживается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Росмолодёжью, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

     

    6. Большая перемена

            Большая перемена - развивающий проект 2020 года для школьников, педагогов и школ, который помогает подростку раскрыть свои способности и поработать в профессиях.

    7. Бесплатные тесты на Профориентаторе

            Тесты на профориентацию. Если не знаете, с чего начать профориентацию, а до очередного сезонного проекта ещё далеко, то заходите на наш сайт и проходите бесплатные тесты, их много, для разных возрастов, и они регулярно обновляются.

    Уважаемые родители!

            Мы приглашаем Вас воспользоваться полезными советами, которые помогут Вам сориентировать Вашего ребенка в мире профессий:

    Профориентационные ресурсы:

    • http://www.ucheba.ru/prof
    • Федеральный портал Российское образование - http://www.edu.ru/abitur/act.15/index.php
    • «ПрофГид» - сайт посвящен выбору профессии и адаптации человека на рынке труда. Адресован и взрослым, и подросткам, выбирающим свой путь.
    • PROект PRO - программы для детей и подростков, которые помогут сориентироваться в выборе профессии.
    • www.proforientator.ru — самый известный портал о выборе профессии. Здесь можно пройти тесты, найти описания различных профессий и названия учебных заведений, где можно получить образование по этим специальностям.
    • www.my-test.ru — это огромный сборник тестов, которые помогут Вам выявить свои личностные качества и особенности.

    Уважаемые учителя!

            Вашему вниманию предоставляется список литературы, который поможет в профориентационной работе.

    Полезные материалы для профессионального самоопределения:

    1. Актуальная информация

    Энциклопедия профессий:

            Мой ориентир – выбираю профессию

    2. Познай себя

            Здесь представлены тесты для знакомства с самим собой.

     3. Индивидуальные способности к определенным видам деятельности.

            Здесь представлены тесты направленные на выявления Ваших индивидуальных способностей к определенным видам деятельности.

    4. Профессиональная диагностика.

            Профессиональная диагностика – изучение личности в целях профориентации. В процессе профдиагностики изучаются характерные особенности личности: потребности, ценностные ориентации, интересы, способности, склонности, мотивы, профессиональная направленность. Наиболее действенный вид диагностики – это предварительная профдиагностика. Она производится в раннем подростковом возрасте, поскольку многие профессии предъявляют к человеку повышенные требования, например, к устойчивости и распределению внимания, свойствам эмоционально-волевой сферы, наличию специальных способностей и т. д. Их необходимо вовремя выявлять и развивать.

            Для точного выбора профессии или учебного заведения следует пройти углубленную комплексную профориентационную диагностику и получить консультацию психолога. В настоящее время это можно осуществить бесплатно в Интернете, используя предлагаемые ссылки на интернет-ресурсы.

    5. Профессиональная консультация.

            Профессиональная консультация – имеет целью установление соответствия индивидуальных личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии. Профессиональная консультация включает анализ мотивов, которыми руководствуется данный человек при выборе профессии, и некоторое ознакомление с общими данными о нём. Для получения профессиональной консультации можно использовать услуги сайтов:

     

    Нормативно-правовая база, регламентирующая профориентационную работу в общеобразовательной организации:
     

    ДОКУМЕНТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ:

    1. Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации 25 августа 2021 г. (утвержден 24.09.2021)
    2. Ключевые тезисы концепции профессионального самоопределения в условиях постиндустриальной эпохи
    3. Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования (Концепция и Стратегия)
    4. Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста

    ДОКУМЕНТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ:

    1. Письмо Управления оценки качества образования и контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов РФ  от 25.05.2021 N 08-99 "О проведении мониторинга эффективности механизмов управления качеством образования в субъектах РФ"
    2. Методические рекомендации по организации и проведению оценки механизмов управления качеством образования в субъектах РФ
    3. Критерии оценки механизмов управления качеством образования органов местного самоуправления
    4. Методические рекомендации по организации и проведению оценки механизмов управления качеством образования органов местного самоуправления муниципальных районов, городских и муниципальных округов и иных органов, реализующих данные полномочия
    5. Оценка механизмов управления качеством образования органов местного самоуправления муниципальных районов, городских и муниципальных округов и иных органов, реализующих данные полномочия
    6. Критерии оценки механизмов управления качеством образования в субъектах РФ

    ДОКУМЕНТЫ ШКОЛЬНОГО УРОВНЯ:

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie