Дистанционное обучение (ДО) - тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, реализующемся с помощью компьютеров, телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет.
Для дистанционного обучения характерны все присущие учебному процессу компоненты системы обучения: смысл, цели, содержание, организационные формы, средства обучения, система контроля и оценки результатов.
Средства ИКТ (Информационно-коммуникационных технологий), используемые при дистанционном обучении:
1. веб-страницы и сайты
2. электронная почта (в том числе и списки рассылки);
3. форумы и блоги;
4. чаты;
5. теле - и видеоконференции.
Дистанционное обучение претендует на особую форму обучения (наряду с очной, заочной, вечерней, экстернатом).
Основные принципы системы дистанционного обучения:
1. Открытое планирование обучения на основе Государственного образовательного стандарта, свобода составления индивидуальной программы обучения путем выбора из системы модульных программ и учебных элементов.
2. Свобода выбора времени и темпов обучения.
3. Реализация принципа «Образование через всю жизнь».
Преимущества дистанционного обучения:
1. Эффективность - улучшение соотношения достигнутого результата к затратам времени и других ресурсов на его достижение.
2. Гибкость - возможность обучаться, выбирая время, место и темп обучения.
3. Новые информационные технологии - использование в образовательном процессе новейших информационных и телекоммуникационных технологий, основанных на компьютерном оборудовании, компьютерных сетях, мультимедиа системах, позволяющих осуществлять контролируемую самостоятельную работу обучаемого.
4. Новая роль преподавателя - тьютора-консультанта.
5. Новая роль обучаемого - повышение ответственности за освоение образовательных программ и самоорганизация учебного процесса.
Формы дистанционного обучения:
Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий.
- Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников;
- Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины»;
- Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой;
- Телеконференции - проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач.