МКОУ СОШ с. Русский Турек
Кировская область, Уржумский район, с. Русский Турек, ул. Советская, д.73
  • Помощь в трудной ситуации

    Единый общероссийский номер детского телефона доверия:

    8-800-2000-122 (круглосуточно)

    Уважаемые учащиеся, родители, законные представители, педагоги!

    В нашей школе оказываются следующие виды помощи в трудной жизненной ситуации:

    Социальная помощь

    Единый общероссийский номер детского телефона доверия:

    8-800-2000-122 (круглосуточно)

    Уважаемые учащиеся, родители (законные представители), педагоги!
    В нашей школе оказываются следующие виды помощи в трудной жизненной ситуации:

    • Ранее выявление детей, испытывающих затруднения в обучении и воспитании, в социальной и средовой адаптации и определения условий для ослабления и преодоления имеющихся у них недостатков развития;
    • Оказание помощи педагогам общеобразовательных школ в работе с детьми, имеющими те или иные отклонения в развитии;
    • Проведение специальной работы с детьми, направленной на коррекцию имеющихся у них недостатков;
    • Обучение и воспитание детей в условиях, отвечающих их возможностям.
    • Ранее выявление детей, испытывающих затруднения в обучении и воспитании, в социальной и средовой адаптации и определения условий для ослабления и преодоления имеющихся у них недостатков развития;
    • Оказание помощи педагогам общеобразовательных школ в работе с детьми, имеющими те или иные отклонения в развитии;
    • Проведение специальной работы с детьми, направленной на коррекцию имеющихся у них недостатков;
    • Обучение и воспитание детей в условиях, отвечающих их возможностям.

    Направления работы:

    • Социальная, педагогическая и психологическая диагностика детей, обучающихся в территориально близких друг другу школах;
    • Социально-психологическая поддержка трудного ребенка и его семьи;
    • Социальный контроль за условиями воспитания детей, имеющих отклонения в развитии, в школе и семье;
    • Социальная адаптация и психолого-педагогическая реабилитация в семье и школе.

    Социальный педагог

    Психологическая помощь

    Зачем нужна школе психологическая служба?

    Зачем нужна школе психологическая служба?

            Современное состояние общества, обусловленное ростом темпов жизни, увеличением объема информации, кризисными явлениями в природе, обществе и семье, показывает острую необходимость психологической помощи человеку на всех этапах его развития.

             Развитие в детстве, отрочестве и юности происходит очень динамично, поэтому как нигде актуальной является работа психолога в школе. Применение научных достижений психологии в практике народного образования помогает педагогам решать проблемы индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса школы.

            Организация психологической службы, являющейся основным звеном, организующим психологическое обеспечение в школе, преследует следующие цели и задачи. (Цели и задачи психологической службы определяются в соответствии с «Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации»/Приказ Министер-0ТВ8 образования Российской Федерации от 22.10.99 г. № 636).

    Целями Службы является:

    •    содействие администрации и педагогическому коллективу в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса;
    •    содействие в приобретении учащимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;
    •    оказание помощи обучающимся в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
    •    содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

    Задачи Службы:

    •    психологический анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
    •   содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе развития личности;
    •    формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию;
    •    содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в школе;
    •  психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся;
    •  профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся;
    •   участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;
    •    участие совместно с органами управления образованием и педагогическим коллективом школы в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;
    •   содействие распространению и внедрению в практику школы достижений в области отечественной и зарубежной психологии;
    •    содействие в обеспечении деятельности педагогических работников школы научно-методическими материалами и разработками в области психологии.

    Основные направления работы

    Основные направления работы:

    •    диагностическая работа;
    •    коррекционно-развивающая работа;
    •    консультативно-просветительская работа

    Диагностическая работа психолога в школе:

            Психологическая диагностика представляет собой углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

            Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся.

    Сегодня диагностическая работа психолога в школе преследует решение следующих задач:

    •    составление социально-психологического портрета школьника;
    •  определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;
    •  выбор средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

    Из форм организации диагностической работы можно выделить следующие:

    1. Комплексное психолого-педагогическое обследование всех школьников определенной параллели – так называемое «фронтальное», плановое обследование. Такая форма представляет собой первичную диагностику, результаты которой позволяют выделить «благополучных», «неблагополучных» детей в отношении измеряемых характеристик.
            Примером такого обследования в начальной школе может быто: определение готовности к обучению в школе, в средней школе - отслеживание динамики адаптации школьников к обучению в среднем звене, составление социально-психологического статуса школьника в период острого подросткового кризиса, обследование старшеклассников и т.д. Такая форма диагностической работы является плановой и проводится в соответствии с графиком работы психолога с каждой из параллелей школы. Основными способами получения информации о психолого-педагогическом статусе школьника при комплексном обследовании являются:
    •    экспертные опросы педагогов и родителей;
    •    структурированное наблюдение школьников в процессе обследования;
    •    психологическое обследование школьников;
    • анализ педагогической документации (классный журнал, ученические тетради) и материалов предыдущих обследований.

    2. Углубленное психодиагностическое обследование используется при исследовании сложных случаев и включает применение индивидуальных клинических процедур. Такая форма работы проводится по результатам первичной диагностики либо, как правило, является обязательным компонентом консультирования педагогов и родителей по поводу реальных трудностей ребенка в общении, обучении и др. Углубленное психодиагностическое обследование имеет индивидуальный характер с использованием более сложных методик с предварительным выдвижением гипотез о возможных причинах выявленных (или заявленных) трудностей, с обоснованием выбора стратегии и методов обследования.

    3. Оперативное психодиагностическое обследование применяется в случае необходимости срочного получения информации с использованием экспресс-методик, анкет, бесед, направленных на изучение общественного мнения.

            Основные параметры диагностической работы соответствуют разделам психологического паспорта и включают изучение личности учащегося, познавательных психических процессов, эмоционально-волевых особенностей, межличностных отношений в классном и школьном коллективах. При проведении диагностических процедур используются типовые психологические методики, адаптированные к условиям данной школы.
    В связи с тем, что численность обследуемого контингента учащихся достаточно большая, психолог должен использовать в качестве своих помощников-экспертов завучей по учебной и воспитательной работе, классных руководителей, предварительно обучив их проведению диагностических процедур и умению интерпретировать полученные данные.

    Коррекционно-развивающая работа психолога в школе:

            Психологическая коррекция – активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности.

            Понятие коррекции предполагает целенаправленное психологическое воздействие с целью изменения психического состояния человека в соответствии с «нормой психического развития». Как правило, это означает внешнее, постороннее вмешательство в те или иные психические проявления человека (в зависимости от содержательно-психологической направленности в рамках нормального онтогенетического развития различается коррекция умственного развития, коррекция развития личности, коррекция и профилактика развития невротических состояний и неврозов) (Бачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. – М., Ось-89, 2002).

            Психологическая профилактика включает в себя предупреждение возникновения явлений дезадаптации детей, просветительскую деятельность, создание благоприятного психологического климата и разработку конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.

            Коррекционно-развивающая работа предполагает активное воздействие на личность с целью формирования у неё ряда индивидуально-психологических особенностей, необходимых для дальнейшего становления и развития личности. Цели коррекционно-развивающей работы с детьми определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым.

            Психокоррекционная работа проводится в двух основных формах — групповой и индивидуальной. Программа психокоррекции составляется, как правило, на основе результатов психодиагностического обследования и основывается на тех методологических принципах, которых придерживается практический психолог.

            Коррекционно-развивающая работа в начальной школе ведётся по нескольким направлениям и должна быть связана с развитием познавательных процессов и эмоционально –волевой сферы, развитием мотивации обучения и «комплекса произвольности», формированием учебных навыков и интеллектуальных способностей, развитием сферы межличностных отношений ребёнка.

            Цели психокоррекции: трудности психологической адаптации к школе и школьным требованиям; негативные тенденции личностного развития; проблемы общения и взаимодействия со сверстниками, с учителями, с родителями; неорганизованность поведения ребёнка; неумение планировать , регулировать, оценивать свои действия и т.п.

            Наиболее адекватной формой деятельности для решения указанных коррекционных целей является игровая деятельность.

    Психокоррекционная работа с подростками и старшеклассниками имеет ряд специфических особенностей. Это связано:

    1. С активным развитием интеллектуальных способностей учащихся, формированием у них теоретического, или словесно-логического мышления.
    2.  Со снижением мотивации к обучению у подростков и избирательностью учебной мотивации у старшеклассников.
    3.  С ростом нестабильности эмоциональной сферы, а также с интенсивным переживанием новых глубоких чувств.
    4. С расширением сферы межличностных отношений и социальных контактов учащихся, развитием способностей диадического общения.
    5.  С интенсивным развитием личности ребенка, ростом внутриличностных противоречий.
    6.  С необходимостью профессионального самоопределения учащихся.

            Каждый из указанных факторов может стать основой для проведения коррекционной работы.

            Таким образом, коррекционная работа в средней школе должна вестись по нескольким направлениям и быть связана: с развитием мышления и интеллектуальных способностей; развитием и коррекцией эмоциональной сферы, с развитием мотивации обучения; с формированием навыков эффективного общения и взаимодействия; со снижением внутриличностных противоречий и с оказанием помощи в профессиональном самоопределении.

            Если говорить о более частных целях психокоррекции, ими могут быть: соответствие уровня психического (умственного) развития ребенка возрастной норме; низкая мотивация к школьному обучению; негативные тенденции личностного развития; проблемы общения и взаимодействия со сверстниками, с учителями, родителями; неумение планировать, регулировать и адекватно оценивать свои действия, свое «Я» и тому подобное.

            Особое внимание в психокоррекционной работе с подростками и старшими школьниками должно уделяться ближайшему социальному окружению ребенка, в частности его родителям. Взаимодействие психолога с родителями имеет своей главной целью достижение возможно более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем ребенка, его личности в целом (Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г, Возрастно-психологическое консультирование. М. МГУ, 1990).

    Консультативно-просветительская работа психолога в школе:

    Консультативная работа психолога школы проводится по следующим направлениям

    1.    Консультирование и просвещение педагогов.
    2.    Консультирование и просвещение родителей.
    3.    Консультирование и просвещение школьников.

            В свою очередь, консультирование может проходить в форме собственно консультирования по вопросам обучения и психического развития ребёнка, а также в форме просветительской работы со всеми участниками педагогического процесса в школе.

            Психологическое просвещение представляет собой формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

            Консультативная деятельность – это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования. В данном пособии предлагаются основные формы и методы возрастно-психологического подхода в консультировании.

            Особенностью консультативной работы психолога в средней школе является то, что часто непосредственным «получателем» психологической помощи (клиентом) является не её окончательный адресат – ребенок, а обратившийся за консультацией взрослый (родитель, учитель). Однако в отличие от подобной ситуации в начальной школе за психологической помощью в средней школе может обратиться сам подросток или старшеклассник. В связи с этим школьный психолог в своей практике должен уметь органично сочетать различные типы консультирования (семейное, возрастно-психологическое и др.). Несмотря на такую специфику консультативной работы школьного психолога, это направление является принципиально важным в практической деятельности школьного психолога.

    Кому оказывается психологическая помощь?

            Эффективность всей работы психолога в значительной мере определяется тем, насколько ему удалось наладить конструктивное сотрудничество с педагогами, родителями и администрацией школы в решении задач обучения и воспитания школьников.

    1. Консультирование и просвещение педагогов

            В консультативной работе с педагогами можно выделить ряд принципов, на которых основано сотрудничество школьного психолога с педагогическим коллективом в решении школьных проблем и профессиональных задач самого педагога:
    •    равноправное взаимодействие психолога и педагога;
    •   формирование у педагога установки на самостоятельное решение проблем, т.е. снятие установки на «готовый рецепт»;
    •    принятие участниками консультирования ответственности за совместные решения;
    •    распределение профессиональных функций между педагогами и психологами.

     

    В организации психологического консультирования педагогов можно выделить три направления.
     

    1) Консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитания. Психолог может оценить, насколько полно учтены возрастные особенности учащихся, насколько адекватны методические аспекты педагогической программы технике эффективного коммуникативного воздействия;

    2) Консультирование педагогов по поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных учащихся. Это наиболее распространенная форма консультативной работы школьного психолога, помогающая решать школьные проблемы в тесном сотрудничестве психолога, педагогов и администрации школы и помогающая создать наиболее благоприятные условия для развития личности ребенка и его обучения.

            Консультирование в этом направлении может быть организовано, с одной стороны, по запросу педагога, с другой – по инициативе психолога, который может предложить учителю ознакомиться с той или иной информацией о ребёнке (по результатам фронтальной и углубленной индивидуальной диагностики) и задуматься над проблемой оказания помощи или поддержки.

            Организация работы по запросу учителя наиболее эффективна в форме индивидуальных консультаций.
    Перспективной формой организации и консультативной работы с педагогами является психолого-педагогический консилиум, который «представляет собой организационную форму, в рамках которой происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе обучения» (Битянова М. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998. С. 53).

            Консилиум позволяет объединить информацию об отдельных составляющих школьного статуса ребенка, которой владеют педагоги, классный руководитель, школьный медик и психолог, и на основе целостного видения ученика, с учетом его актуального состояния и динамики предыдущего развития разработать и реализовать общую линию его дальнейшего развития и обучения» (Битянова М. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998. С. 53-54).
     

    Консилиум как коллективный метод изучения учащихся выполняет ряд функций.

    • Диагностическая функция консилиума заключается в изучении социальной ситуации развития, определении доминанты развития, потенциальных возможностей и способностей учащихся, распознавании характера отклонений в их поведении, деятельности и общении;
    • Воспитательная функция консилиума включает в себя разработку проекта педагогической коррекции в виде ряда учебно-воспитательных мер, рекомендуемых классному руководителю, учителю-предметнику, родителям, ученическому активу и т. д. По характеру эти меры могут носить лечебный, контролирующий, дисциплинирующий, коррекционный характер;
    • Реабилитирующая функция предполагает защиту интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные семейные или учебно-воспитательные условия. Смысл семейной реабилитации состоит в повышении статуса и ценности ребенка как члена семьи. Сущность школьной реабилитации состоит в разрушении образа, сложившегося у педагогов и сверстников, преодолении обструкции состояния и психологической незащищенности, дискомфорта (Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996).

    3) Консультирование в ситуациях разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в различных системах отношений: учитель – учитель, учитель – ученик, учитель – родители и другиие.

            В рамках такой социально-посреднической работы психолог организует ситуацию обсуждения конфликта сначала с каждым оппонентом отдельно, затем – совместно. Психолог помогает снять эмоциональное напряжение у участников конфликта, перевести обсуждение в конструктивное русло и затем помогает оппонентам найти приемлемые способы решения противоречивой ситуации.

            Психологическое просвещение педагогов направлено на создание условий, в которых они могли бы получить необходимые психолого-педагогические знания и навыки, которые помогли бы педагогам в решении ими следующих задач:

    •    организовать эффективный процесс обучения школьников;

    •    построить взаимоотношения со школьниками и коллегами на взаимовыгодных началах;

    •    осознать и осмыслить себя в профессии и обучении с другими участниками внутришкольных взаимодействий.

            Желательно организовывать просветительскую работу таким образом, чтобы она отвечала реальным запросам педагогов по интересующим их вопросам практики обучения и воспитания. Следует избегать формальных лекций и семинаров, темы которых повторяются из года в год. Организация «Уголка психолога», «Психологической стенгазеты», «Психологической почты» помогут психологу собрать наиболее актуальные запросы и, таким образом, оптимально планировать организацию просветительской работы в педагогическом коллективе школы.

    2. Консультирование и просвещение родителей

            Психолого-педагогическое консультирование родителей, как и в ситуации подобной работы с педагогами, может быть организовано, с одной стороны, по запросу родителя по поводу оказания консультативно-методической помощи в организации эффективного детско-родительского взаимодействия; с другой – по инициативе психолога. Одной из функций консультативной работы с родителями является информирование родителей о школьных проблемах ребенка. Также целью консультирования может стать необходимость психологической поддержки родителей в случае обнаружения серьезных психологических проблем у ребенка либо в связи с серьезными эмоциональными переживаниями и событиями в его семье.

            Содержанием просветительской работы школьного психолога с родителями может стать ознакомление родителей с актуальными проблемами детей, насущными вопросами, которые решают их дети в данный момент школьного обучения и психического развития. В ходе психологических бесед на классных собраниях, в специальные родительские дни психолог предлагает подходящие на данном этапе развития ребенка формы детско-родительского общения.

    Наиболее актуальные темы консультирования в начальной школе:

    -    проблема готовности к школе ребёнка 6 лет;

    -    переживание кризиса 7 лет в современных условиях (проблема формирования учебной мотивации);

    -    трудности адаптации ребёнка  к современной жизни;

    -    проблемы межличностных взаимоотношений.

    3. Консультирование и просвещение школьников

            Консультирование подростков и юношей имеет свою специфику. Количество случаев обращения за психологической помощью в этом возрасте резко увеличивается. При этом резко возрастает и диапазон запросов клиентов (школьников или их родителей): от проблем первой, чаще неразделенной любви – до опасности наркомании и алкоголизма, от признаков дизморфоманий – до нежелания ходить в школу. Еще более выделяет этот период жизни ребенка с точки зрения особенностей психологического консультирования то, что теперь, в отличие от младших школьников или 4-5-классников, сам подросток впервые становится клиентом — субъектом обращения в психологическую консультацию, ставя, а иногда и не ставя об этом в известность своих родителей (Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. – М.; Издательский центр «Академия», 2002).

            Одной из форм психологического просвещения школьников является руководство кружком или факультативом по психологии. Урок по психологии совмещает в себе и информационную часть, и тренинговую, и др. Учитывая возрастные особенности учащихся средних и старших классов, (высокий авторитет сверстников, стремление к самопознанию и саморазвитию и др.), педагог-психолог может использовать такие занятия и в коррекционно-развивающих целях, организуя групповую работу с детьми.

    Методическая помощь педагогам

    Педагог-психолог

    Служба школьной медиации

    Описание службы школьной медиации

    Служба школьной медиации как команда взрослых и обучающихся стремится

    • 1  пункт
    • 2 пункт
    • 3 пункт

    ...

    Если вы поругались или подрались, у вас что-то украли, вас ударили и вы знаете обидчика, вы можете обратиться в службу школьной медиации

    Текст ...

    Условия, при которых конфликтная ситуация может быть рассмотрена службой

    1. условие
    2. условие
    3. условие

    ...

    Дополнительный текст

    На встрече выполняются следующие правила

    1. правило
    2. правило
    3. правило

    ...

    Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы

    Социальный педагог

    Уполномоченный по правам ребёнка

    Описание про уполномоченного по правам ребёнка

    Основными цели и задачи уполномоченного образовательного учреждения

    • 1 цель или задача
    • 2 цель или задача
    • 3 цель или задача

    Уполномоченный по правам ребёнка в "Название Города"

    Куда ещё можно обратиться

    Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города "Название города"

    Председатель комиссии:

    фио
    телефон
    e-mail адрес  

    Ответственный секретарь комиссии:

    фио
    телефон
    e-mail адрес 

    Адрес комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города "Название города"
    адрес

    Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Центрального района:

    Председатель комиссии: 
    фио
    телефон
    e-mail адрес

    Ответственный секретарь комиссии: фио
    телефон
    e-mail адрес

    Специалист по работе с несовершеннолетними: фио
    телефон
    e-mail адрес

    Адрес комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации "Название" района
    адрес

    Документы

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie